Как выбрать масло для редуктора
Работа редуктора немыслима без смазки. Если некоторые трущиеся компоненты механизмов иногда делают не смазываемыми (например, без маслянные компрессоры), то у редуктора такого варианта нет. Шестерни всегда требуют обильной смазки вне зависимости от конструкции. Просто так заливать любое минеральное масло в редуктор нельзя. Необходим специальный подбор по физико-техническим характеристикам масла. Многие люди хорошо знают, насколько отличаются по составу моторные и трансмиссионные автомобильные масла. Такая же ситуация и с промышленными редукторами. Давно есть специально разработанные марки масел для редукторов.
Помимо снижения трения и, как следствие, продления срока службы, смазка снижает шум, вибрацию и обеспечивает охлаждение шестерен. Еще одна его функция — защита от коррозии всех внутренних элементов.
Параметры подбора масла для редуктора
- Вязкостные характеристики. Высокоскоростные редукторы смазываются жидкими минеральными или синтетическими маслами. Низко оборотные — вязкими. Также на выбор густоты масла влияет физический размер шестерен и передаваемый через них крутящий момент.
- Температурный диапазон эксплуатации. Для механизмов, размещенных на открытом воздухе в не отапливаемых помещениях крайне важно применение морозостойких масел. Для мощной низко оборотной техники повышенная вязкость масла вначале работы, сразу после запуска, особой роли не играет. В последующие минуты работы установки масло в редукторах разогревается, и его свойства нормализуются.
- Температура вспышки. Чем она выше — тем лучше и работа редуктора будет безопаснее. Особенно надо следить за этим параметром в червячных редукторах, так как они очень склонны к перегреву ввиду более низкого КПД, чем у цилиндрических.
- Стоимость. Рекомендуется использовать продукцию известных производителей, а также рекомендованные составы по ГОСТ. Низкая стоимость важна для своевременной замены.
Если подбирается масло для мотор-редуктора, то ко всем этим параметрам добавляется еще один — электрическое сопротивление. Для мотор-редукторов совершенно не подходят смазки, содержащие графит, так как он проводит электрический ток, что приведет к сбою в работе электродвигателя.
Рабочая среда редукторов намного более щадящая, чем для ДВС, поэтому требований к маслу меньше. В моторных маслах популярны дорогие молибденовые присадки, графит — всё это лишние компоненты в редукторных маслах. Куда важнее своевременная замена, которая обеспечивается, в том числе и низкой стоимостью смазочного материала.
Когда требуется замена масла?
Масло в редуктор заливается для снижения трения и замедления износа. Однако если его долго не менять, то всё будет прямо наоборот: масло насытится металлическими частицами, которые будут работать как абразив, стачивая зубья шестерен и истирая подшипники. Поэтому всегда идут на компромисс между частотой замены масла и его загрязненностью. Поскольку минеральное масло достаточно дешево, его в редукторах можно заменять часто, чтобы минимизировать износ дорогого оборудования.
Стоимость замены масла в редукторе можно значительно снизить, если сдавать отработанное масло на переработку. Второй способ снижения стоимости эксплуатации — установка системы очистки масла от металлической пыли. Это довольно простое устройство в виде мощного магнита. Чрезвычайно эффективны недавно появившиеся неодимовые магниты. Один такой магнит может притянуть груз, весом в 250 раз, превышающим собственный. Системы очистки масла ставятся пока только в редукторах высокой мощности, где затраты на замену масла ощутимы.